ИСТОРИЯ ГОРОДА

ИСТОРИЯ ГОРОДА

ИСТОРИЯ ГОРОДА КАК ИСТОРИЯ ЕДЫ. ПОЧЕМУ ВОПРОС ПРОПИТАНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯЕТ НАШУ ЖИЗНЬ

В рамках Недели «Стрелки» в Калининграде архитектор и писатель Кэролин Стил, автор книги о связи продовольственных и городских проблем, прочитала лекцию о том, как земледелие повлияло на возникновение городских цивилизаций, как кормил себя викторианский Лондон и какие вызовы порождают современные индустриальные способы производства и доставки продуктов. Strelka Magazine записал самое главное, прочитать

ПЛОДЫ ДОБРОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Урбанистическую цивилизацию формировали фундаментальные отношения между городской и сельской средой. Если градостроители достигают в них баланса, то управление городом можно назвать хорошим. Правда, история такого баланса ещё не знала, но в мире всё-таки существует идеальный город — на фреске Амброджо Лоренцетти, где изображена неразрывная коммуникация между городом и деревней, которая его кормит.

Деревня проходит в город, а город выходит в деревню. Это симбиоз, партнёрство. И ключевой фактор, объединяющий две половины картины вместе, — еда.

В наше время за окном нельзя увидеть плодородный съедобный пейзаж. Еда приходит с другого конца света: процесс производства питания индустриализирован, глобализирован. Сейчас в городах живёт больше людей, чем в деревенской местности, но ещё в XIX веке только 3 % населения Земли могли называться горожанами. Города росли, поглощали ландшафты, которые их кормили, становились крупнее и разнообразнее. В итоге мы стали далеки от тех источников, которые обеспечивают нашу жизнь.

ВЕЛИКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ВОПРОС

Где должны жить люди? В деревне, когда никого нет рядом, но природный мир изобилует едой, или в городе, где находится самая сильная концентрация возможностей для социализации и общения, но существует оторванность от природы и источников питания? Городской парадокс заключается в том, что ответа на вопрос нет: людям нужно и то и другое.

Двенадцать тысяч лет назад люди были собирателями и охотниками, но потом произошло изменение климата. Земля стала более сухой, температура росла, образовался продуктовый кризис. Люди начали экспериментировать с новым источником питания — зерном. Появилась возможность выращивать урожай, строить постоянные поселения рядом с источником пищи. Фермерская деятельность не истощала ресурсы территории, но позволяла оставаться долго на одном и том же месте, сохраняя определённый объём еды. Фермерство впервые создало переизбыток продуктов питания и города, где горожане не являлись производителями еды.

 

ГОРОД 1.0 И ГОРОД 2.0

Древняя Месопотамия, теперь Ирак, образовалась в результате открытия того, как кормить людей. Фермерская деятельность была значительной частью жизни города. Ежегодный сбор урожая — самое важное событие: все духовные события, фестивали, праздники, молитвы были организованы вокруг сезонности сельского хозяйства и храма. Храм организовывает процесс сбора урожая, город окружён фермерскими землями, люди работают на полях каждый день, а храм предоставляет склады для хранения зерна. Сначала отдаётся дань богам, затем на церковных кухнях готовится хлеб, которым кормят население в течение следующего года.

Все первые города очень похожи на этот. Город-государство, то есть городское пятно, окружённое сельскохозяйственными землями. Маленькое поселение у реки, в центре находится большой склад, который распространяет еду, — храм.

Другой известный древний город, который не следовал этому тренду, — Рим. Он экспортировал питание из далёких стран. У Рима был доступ к морю — критический фактор. Перемещение питания по воде в то время было примерно в 50 раз дешевле, чем по суше. Таким образом, Рим колонизировал практически всё Средиземноморье, чтобы кормить себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *