Роль театра в воспитании детей

Роль театра в воспитании детей

Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр и театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д. Многие великие люди говорили о театре как о средстве воспитания.

Театральное искусство изменяет и преображает человека исподволь, опираясь на художественно– образные средства и приёмы.

В педагогике аксиомой стало утверждение, что одним из главных методов в работе с детьми является игра. Сама жизнь определила две основные особенности игры:

– игра как средство обучения и воспитания;

– игра как генетическая и функциональная основа искусства.

Ещё Платон в своём философском труде “Государство” сближал два слова: “воспитание” и “игра”. Он утверждал, что обучение ремёслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Сегодня учёные и практики сходятся в том, что роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности: умственной, физической, нравственной, эстетической. Приобщить детей к актерскому мастерству в детском театре мечты «Искорки» — это приобщить их к прекрасному.

Игра и искусство связаны неразрывно, поскольку всё, чем владеет искусство: мудрость, трагизм, комизм и др. – идёт от самой жизни и любая модель в искусстве – это маленькая модель жизни, но сконструированная, сыгранная. Мир детства и мир театральной игры близки потому, что в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который человеку дала сама природа. Ребёнок развивается в процессе подражания чему-то и кому-то. Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к общению ребят, но ведь игра – основной элемент театра. Со времён античности театр представляет собой универсальную образовательную модель, которая имеет специфические черты, отсутствующие в других видах искусства и творческой деятельности, куда вовлекаются дети:

1) занимаясь театральным творчеством, ребёнок погружается естественно, без принуждения, в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и.т.д.,  поскольку театр – это синтетический вид искусства;

2) играя в театре, дети занимаются сотворчеством, потому что театр – это ещё и коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие проблемы;

3) театральная деятельность требует от каждого ребёнка всех его способностей,   заложенных от природы, даже тех, о которых ни он, ни его родители и воспитатели не подозревали, потому что театральное творчество многогранно;

4) занимаясь в театре, ребёнок учится активно преображать словесные образы, поскольку   сцена требует действий.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а следовательно, и мышление) наших детей бывает скудна и невыраженна.

Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом.

Вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, быть может, в трудную минуту любимые Дюймовочка или Золушка, Щелкунчик или Мари напомнят им о том, сколько прекрасного еще сохранилось в нашем мире, удержат от злого и несправедливого поступка!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *