К сожалению, все чаще потенциальным клиентам приходится сталкиваться с не совсем адекватными специалистами в области психологии. Жалобы клиентов касаются, как правило, неадекватного подхода к ведению консультации, провокаций, которые изначально могут травмировать психику, нанести вред и самой личности психолога, вызывающей много вопросов в плане адекватности психического состояния.
Психолог — это психбольной или все-таки адекватный специалист?
Не откроем секрет, что в психологию идут учиться люди, которые сами страдают проблемами, хотят разобраться в себе и затем помогать в этом другим. Но травмы у всех разные, психическое состояние разное, поэтому кто-то «выздоравливает» после проработки себя, действительно, разбирается с собой, становится профессионалом и может помогать другим проходить жизненные сложности.
Существует также категория «психологов-самоучек», прочитавших 3 книги по психологии и вступающих в перепалку со всеми, доказывая, что они настоящие психологи. Таких специалистов порождает и медийное пространство, в котором приветствуются советы и разговоры по душам. Благодаря этому представление о профессии психолога насколько искажено, что каждый второй, прочитавший 3 книги, может уже рассказывать как надо жить и преодолевать жизненные трудности.
При этом такие специалисты, не будут даже пытаться овладеть профессиональными знаниями, на практике изучать особенности ведения консультации, а будут просто транслировать свой опыт, провоцировать и убеждать клиента в том, что надо поступать так, а не иначе.
Приведем пример. Женщина, 40 лет, работает в парикмахерской,образования психолога нет, но усиленно консультирует клиентов. Абсолютно не разбирается в человеческой психике, просто дает советы, как действовать по жизни. А еще она прочитала книги З. Фрейда.
Системы знаний нет, клиенты не довольны, сама женщина разочарована тем, что оказывается не так просто помочь клиенту решить его проблему. Она себе это не так представляла. Это же просто консультативная беседа и что там сложного. Этот пример взят из практики работы с клиентами, которые пострадали от помощи неквалифицированного психолога и не побоялись снова попытать свое счастье и встретить настоящих специалистов, а не «болтологов».
Личность психолога-консультанта заслуживает отдельного внимания
Желание решить свои проблемы приводит к тому, что в психологию идут учиться и не совсем психически адекватные психологи. Таких людей вообще не должны брать на обучение. Если у человека есть проблемы с психикой, ему нужно привести в порядок свою психику, эмоции, проработать свои травмы и только потом становиться психологом.
Неадекватные специалисты отыгрывают свои травмы через клиентов, что приносит им вред. Их легко распознать, они навязывают свое видение, чем очень сильно травмируют клиентов. Поэтому у многих людей складывается впечатление, что психологи сами психи и им требуется лечение у врача-психиатра. Такие случаи не редкость.
Все подряд не могут быть психологами. В требованиях к профессии указан список качеств, которыми должен обладать будущий психолог-консультант. Там не написано, что психолог ненавидит людей, хочет самоутвердиться за их счет, доказывая, что он прав, а все вокруг просто не понимают очевидного.
Таким образом, психологом может стать не каждый человек. Психолог — это не болтолог, раздающий советы. Это серьезная профессия, предполагающая работу с человеческой психикой, психотравмами, требующими определенной квалификации. Главное правило — «Не навредить»!.
Автор статьи: Ревякина И.Н., эксперт-практик, преподаватель Академии практической психологии и консультирования.