Что в математике важнее: помнить все формулы и понимать их взаимосвязи или уметь вывести большинство формул самостоятельно? Эмпирическое мышление с абстракциями начального уровня или понятийное, которое строит модели с нуля на основе имеющихся знаний? Сегодня в прогрессивной начальной школе на онлайн занятиях либо на офлайн уроках с успехом применяют оба подхода. Базовый эмпирический и развивающий понятийный.
Как работает эмпирическое мышление
В Российской Федерации в педагогической практике на начальной образовательной ступени разрешено использовать более 12 учебных пособий по математике. Большинство методик ориентированы на формирование эмпирического типа мышления.
В результате ребенок учится:
- улавливать сходство между объектами;
- находить закономерности;
- ранжировать и классифицировать объекты.
Иначе говоря, младший школьник вырабатывает навык формирования базовых абстракций, которые составляют суть эмпирического мышления.
Что делать, когда требуется абстрагирование классом выше
Начальные абстракции чрезвычайно важны на старте. Но в 9–10 классе для адекватного усвоения информации эмпирики просто недостаточно! Слишком уж большие объемы поступают в мозг старшеклассника. Требуется понятийный подход. Который сам по себе не разовьется.
Ещё в конце XX века академик В. В. Давыдов в своих работах писал, что ребят с детства надо приучать к понятийному мышлению. Чтобы научиться строить модели незнакомых явлений методом дедукции, от общего к частному.
Некоторые предметники взяли тезисы педагога на вооружение. Появились новые программы и методики. Эффективность некоторых уже доказана временем.
Развивающая математика как база для успешного перехода на среднюю ступень
Легендарный учебник математики Людмилы Георгиевны Петерсон для младшеклассников оформлен красочными иллюстрациями со сказочными персонажами. Визуальные примеры пособия учат школьников строить ассоциации и принимать логические решения, формируют креативное и понятийное мышление без использования шаблонов-заготовок. При подаче материала увлеченным и знающим свое дело педагогом способность абстрагировать у детей, обучающихся по учебнику Петерсон, вне конкуренции.
О математике как о главном инструменте развития логического мышления у ребенка, говорится и в методическом пособии доктора педагогических наук Анны Витальевны Белошистой. Задачи подаются таким образом, что с первого класса развивают способность не только к анализу, но и к синтезу.
Сплав эффективных программ и мотивации
В частных школах подобно https://smartclass.online/smart-class-pro есть возможность комбинировать лучшие из методик, добиваясь от ребенка максимальной отдачи.
При этом большую роль играет мастерство учителей школы и акцент на психологической составляющей. Позитивная мотивация, использование игровых форм и персональное сопровождение действенно раскрывают потенциал младшего школьника, подготавливая его к средней ступени.