Ар-нуво, или модерн с его «загогулинами», витыми орнаментами и необычными декоративными элементами ворвался в мировое искусство в конце XIX века. Критики называют модерн скорее движением, чем четко сложившимся архитектурным стилем. В обществе царил дух перемен, и в творческой среде также была сделана попытка уйти от классических форм. На 30 лет округлые линии зданий и окон, кованый металл и витражи захватили планету.
Витражные техники начала XX века
В начале XX века в России только здания Санкт-Петербурга насчитывали более полутысячи полноценных витражных работ в доходных домах, акционерных обществах и галереях. Значительно чаще встречались прямоугольные исторические окна, фрагментированные вверху или по бокам цветным стеклом. Так же украшали фрамуги и полуциркульный верх арочных окон.
Все витражи и фрагменты – преимущественно с растительным орнаментом, который был одним из отличительных признаков эпохи модерна. Работы содержат изящные композиции, объединяющие стилизованные ветви, листья, цветы и плоды. Не редкость геометрическая расстекловка в форме многоугольников.
Исполнены витражи в характерной для России начала XX века свинцово-паечной технике из разноцветного стекла, травление узоров к этому времени применялось всё реже.
Свинцово-паечная техника
Свинцово-паечная техника создания витражей считается базовой для пришедших впоследствии прогрессивных технологий.
Основа мозаичной картины на историческом окне — картонный чертеж-набросок в натуральную величину. С границами будущих стекол, где каждой области присваивался соответствующий номер. Номера чертежники брали на основании действующей цветовой шкалы.
На втором этапе мастер по свинцовой оправе переносил чертеж на специальную бумагу, из которой вырезал шаблоны для каждого стеклышка. При этом использовался специальный нож с двумя лезвиями. Ножом регулировали размер шаблона, вырезая чуть больше под будущую свинцовую оправу.
Только потом мастер по шаблонам вырезал стёкла, составлял из них своеобразный пазл и последовательно соединял кусочки свинцовой оправой в форме желоба. Каждая точка пересечения запаивалась и покрывалась оловом.
Воссоздание оконных традиций
Многие владельцы исторических зданий целенаправленно воссоздают исторические экстерьеры. Творческие компании архитекторов и мастеров по дереву вроде woodcort.ru даже создают специальные каталоги, из которых можно бесплатно почерпнуть пару-тройку интересных идей.
Зачастую жильцы объединяются, чтобы сохранить исторические здания и постепенно растворяющиеся в прошлом витражи. Если здание историческое, с датой постройки до 1917 года, найти поддержку можно в региональном законодательстве или у представителей органов власти на местах.
Более надежно защищены федеральными законами дома, признанные объектами культурного наследия, или ОКН. Получить такой статус непросто, но возможно.